Страничка учителя-логопеда

 

  Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте.

 Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В этот период интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. «Критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.Помощь взрослых базируется, прежде всего, на знании стадий, которые ребёнок обычно проходит в своём речевом развитии. Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста.

Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей

К возникновению серьезной речевой патологии способ­ны привести различные неблагоприятные воздействия в пе­риод внутриутробного развития плода, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. В период беременно­сти отрицательно сказываются генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие микроорганизмов и виру­сов, проникающей радиации, электромагнитных и других полей, резус-конфликты, избыток или дефицит солнечного света, влияние тепла, хо­лода, острые и хронические бытовые и производственные интоксика­ции, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, эндогенные интоксикации на почве различных хронических заболева­ний, сдавления, ушибы и др. Причем тяжесть речевой патологии и про­цессы компенсации во многом зависят от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжелое поражение мозга ребенка воз­никает на 3-м месяце беременности.

Специалисты большое значение придают факту плохого и нерегуляр­ного питания беременных, а также невынашиванию беременности, когда ребенок рождается недоношенным и биологически незрелым. Употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития плода. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин рож­даются дети с низкой массой тела, отстающие в физическом и психичес­ком развитии.

Все неблагоприятные факторы процесса родов неизбежно сказывают­ся на ребенке. К ним относятся длительный безводный период, отсутст­вие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях сти­муляция родовой деятельности, плохое или недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды, применение различ­ных ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое об-витие плода пуповиной, большая или очень малая масса тела и большие или малые размеры плода, преждевременное рождение, затяжные роды, ягодичное предлежание. Смещение позвонков, черепных швов новорож­денного — также очень распространенные явления. Так, если женщина с узким тазом и слабой брюшной стенкой рожает ребенка с нормальным весом, в момент его

 Что же это за стадии развития речи малыша?

Первый год жизни – период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу». Гуление не возникает у ребёнка стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым.

В 2,5 – 3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания.

К 5 – 6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма–му–ма», «пу–па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у ребёнка появляется интерес к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ним, а произносите всё медленно и чётко. Это очень важно! Если ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно быть поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребёнка оториноларингологу и провести углублённое исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. Ребёнок всё чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К году в его словаре будет уже 10 – 15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа». «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.

 Что может являться основанием для беспокойства родителей в это время?

 0-6 месяцев: ребёнок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; наблюдается недостаточная интонационная выразительность крика, отдельные вскрики, всхлипы, произносимые на вдохе, отсутствие подготовительного кряхтения перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

7-10 месяцев: Отсутствие или рудиментальность лепета (нет отражённого лепета), носовой оттенок лепета; невыполнение простых словесных команд, отсутствие простых подражательных игровых действий.

10-12 месяцев: Ребёнок не реагирует на своё имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

Родители, с первых дней жизни обеспокоенные поведением своих детей, должны соблюдать общие правила:

– ребёнка должна окружать полноценная речевая среда.

– больше разговаривайте с ним, называйте свои действия , предметы обихода.

– чаще давайте возможность младенцу видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

– чаще берите ребёнка на руки, пеленайте, кормите: вашему ребёнку необходим постоянный телесный контакт с матерью.

– поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш ребёнок начнёт говорить только тогда, когда вы захотите его слушать.

Второй год жизни – начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме. Происходит накопление словарного запаса. Появляются первые предложения. На первом этапе это однословные предложения, состоящие из аморфных слов-корней. Причём они не имеют определённой грамматической формы. Слово «би» может быть «машина» и «поехали». Следующий этап – появление предложений из нескольких слов-корней: «Мама, дай сок», «Хочу чай» и т.д., т.е. появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребёнок объединяет слова в высказывании только интонацией, общностью ситуации.

Можно отметить появление в речи первых прилагательных: «хороший», «большой», «плохой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй» и т.д. Появляются глаголы: «бух», «ди».

Всего должно насчитываться 29 аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 20, 6-7 прилагательных и 5-6 глаголов.

Ребёнок должен хорошо произносить гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь, х, ль.

Основанием для беспокойства родителей в этот период может служить стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. Такая остановка может быть и при нормальном речевом развитии, но не дольше полугода.

И так, вашему ребёнку 2 года. В его речи по-прежнему присутствует физиологическое смягчение согласных звуков. Увеличивается словарь детей до сорока слов, малыш понимает и выполняет двухэтапную конструкцию ( «Сходи в спальню и принеси свою игрушку»). Дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями.

2-2,5 года – ребёнок имеет представление о числе один, может повторить две цифры (один и два) в правильной последовательности. Знает значение предлогов в конкретной ситуации, т.е. понимает смысл вопросов типа «На чём ты сидишь?» и может ответить на них. Идёт быстрый рост словаря от 250 слов до 500, значение слов становится более определённым. Происходит освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения. К трём годам из речи ребёнка начинает исчезать физиологическое смягчение согласных звуков, до этого все согласные ребёнок произносил мягко. Ребёнок правильно произносит гласные звуки и все простые согласные [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]. Развивается фонематический слух. Строит простые распространённые предложения или даже сложносочинённые предложения. Хотя в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок ( «пить чашки», «копать лопатком») Ребёнок легко запоминает и рассказывает небольшие стихи, понимает о чём говорится в сказке с опорой на картинку или без неё, начинает активно задавать вопросы. Наступает возраст «почемучек».

Каковы же основания для беспокойства в этот период?

-Ребёнок называет предметы только в конкретных ситуациях, как правило, после образца взрослого.

– Использует в общении только жесты, движения, требовательные возгласы.

-Ребёнок не строит из накопленных слов предложений, пользуется отдельными словами.

-Не появляются глаголы.

-Ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: «Аня хочет нет» – Я не хочу.

-Прибавляет к основе слова гласный звук после согласного, например: мальчик – «матика», кот- «котика», мяч – «мяса».

-Не говорит о себе в первом лице ( не пользуется местоимением «Я»).

-Во время речи кончик языка высовывается между зубами.

-Звуки произносит с «Хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

Качественную помощь своим детям вы окажете тогда, уважаемые родители, когда будете уделять ребёнку больше времени:

   – будьте чаще рядом с ним;

   – разговаривая с ребёнком, пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;

   -каждый день читайте малышу, не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок просит вас почитать; не раздражайтесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, которую особенно полюбил ваш малыш. Радуйтесь, что он уже книголюб и имеет свои пристрастия;

   -не поправляйте речь ребёнка, просто произнесите эту фразу правильно;

   -поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, старайтесь ответить на каждый вопрос ребёнка.

В период с 4 до 5 лет малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], использует в речи сложносочинённые предложения. Он с удовольствием рассказывает взрослым о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы в начале пятого года жизни ребёнок правильно произносил звук «Р». Очень часто желание мамы или папы научить ребёнка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения. Вы можете предложить ребёнку поиграть с язычком и подготовить его к произнесению звука «Р». Вам помогут такие упражнения, как «Лошадки», «Грибок», «Маляр», «Индюк» и ряд других упражнений.

В этот период нормализуется слоговая структура слов; ребёнку доступно произношение таких сложных слов, как «милицианер», «велосипед», «космонавт» и т.п. Если произнесение сложных слов даётся ребёнку с трудом, можно предложить ему выполнить такие упражнения: «Разложи слово в ладони», «Подели на части»
В речи практически исчезают грамматические ошибки. Ребёнок использует синонимы и антонимы – слова противоположные по значению. Вам поможет научить его пользоваться антонимами такая игра, как «Скажи наоборот», синонимы – «Добавь словечко».

Ребёнок способен пересказать знакомые сказки, составить простые рассказы по сюжетным картинкам.

В 5-6 лет, так называемое, физиологическое косноязычье заканчивается. Ребёнок правильно произносит все звуки родного языка. В речи практически исчезают грамматические ошибки, но к сожалению не все дети правильно употребляют обиходные глаголы с новым лексическим значением, образованные с помощью приставок, передающих различные оттенки действий ( ехал, выехал, съехал…), не все дети правильно образовывают притяжательные прилагательные. Поиграйте с детьми в игру «Чей, чья, чьё?». «Чей хвост? – лисий .

Часто в этом возрасте западает использование детьми сложных предлогов: из-за, из-под. Игра «Озорной котёнок» поможет вашим детям справиться с этой проблемой. « Куда спрятался котёнок?» – за коробку. «Откуда выглядывает? – из-за коробки.

Согласование числительных с существительными даже детям с чистой речью даётся не всегда правильно. Упражнение «Посчитай предметы до 5» поможет родителям не только выявить это пробелы в развитии речи, но и помочь детям преодолеть ошибки. Происходит овладение всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

Совершенствуется фонематическое восприятие. Ребёнку становится доступен звуковой анализ и синтез слов (выделение первого гласного и согласного в слове, последнего согласного и гласного, подбор картинок на заданный звук.)

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка.

 Хотелось бы ещё раз напомнить вам, уважаемые родители, обучая своего ребёнка родной речи, вы способствуете развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливаете условия для успешного обучения в школе, начиная с раннего возраста. И помните очень важное правило: не сравнивайте малыша с другими детьми. Радуйтесь и восхищайтесь его успехам. Удачи, вам и счастливых детей рядом.